Перемотка электродвигателей
Стадии замены статорной или роторной обмотки электродвигателя:
- выемка старой обмотки и изоляции;
- подбор или расчет данных по обмотке;
- намотка и укладка катушек обмотки;
- соединение катушек в схему пайкой или сваркой;
- после замены обмоток, электродвигатель пропитывают электротехническим лаком и сушат в печи;
- на последней стадии производят сборку электродвигателя, проверку и испытания.
Почему электродвигатель нуждается в перемотке?
При эксплуатации электродвигателей, со временем, постепенно разрушается изоляция обмоток в результате ее нагрева, центробежных сил при вращении, воздействия механических усилий от вибрации, динамических сил при пусках и переходных процессах, влияния влаги и агрессивных сред, загрязнения производственной пылью. Главная причина выхода из строя изоляции электродвигателей низкого напряжения является температурное воздействие. При температурном расширении изоляционных материалов ослабляется их структура, возникают внутренние механические напряжения. Тепловое старение изоляции делает ее уязвимой для механических воздействий. При потере механической прочности и эластичности изоляция не способна противостоять обычным условиям вибрации или ударам, проникновению влаги и неодинаковым тепловым расширениям меди, стали и изоляционных материалов. Усадка изоляции от воздействия теплоты приводит к ослаблению креплений катушек, клиньев, пазовых прокладок и других крепежных конструкционных деталей, что способствует повреждению обмотки при относительно слабых механических воздействиях. В начальный период эксплуатации пропиточный лак хорошо цементирует обмотку, но вследствие теплового старения лака цементация ухудшается и действие вибрации становится более ощутимым. В процессе эксплуатации обмотка может загрязняться пылью из окружающего воздуха, маслом из подшипников, угольной пылью при работе щеток. Угольная пыль образует проводящие мостики, которые могут вызвать перекрытие или пробой на корпус.